Профессиональные риски

Каждый работодатель вне зависимости от формы собственности, размера предприятия и вида экономической деятельности должен провести процедуру оценки и управления профессиональными рисками. Поскольку работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда, а оценка рисков – один из основных элементов системы. Это указано в статьях 209 и 212 ТК и пунктах 29, 33–39 типового положения о СУОТ, утвержденного приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н (далее – Положение).

Кроме того, оценка рисков помогает снизить риск возникновения несчастных случаев и профзаболеваний на конкретном рабочем месте и выявить, какие меры по обеспечению безопасности на предприятии необходимо принимать в первую очередь.

Также, оценка рисков помогает повысить мотивацию работников соблюдать требования охраны труда, социальную защищенность работников и квалификацию персонала.

При внеплановых проверках и расследованиях несчастных случаев инспекторы ГИТ будут оценивать эффективность внедренной в организации системы управления охраной труда, в том числе и процедуру управления рисками. Кроме того, в Проверочном листе ГИТ № 100 под п.6 указывается на обязанность информирования работника о риске повреждения здоровья.

Штраф за отсутствие методики оценки профессиональных рисков в организации и информировании работника о рисках повреждения здоровья — 80 тыс. рублей, согласно ч.1 ст. 5.27.1 КоАП. И, как вы понимаете, после уплаты штрафа оценить риски всё равно придётся.

Нормативы:

  • Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
  • Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»;
  • ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;
  • ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007;
  • ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования»;
  • ГОСТ 12.0.230.5-2018 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ».

 Процесс оценки профессиональных рисков включает в себя:

1) Идентификацию существующих опасностей с выездом эксперта на предприятие;

2) Расчет профессионального риска для каждой должности с созданием карт оценки риска, учитывающих индивидуальные показатели для каждого сотрудника;

3) Разработку мер по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных

факторов (компенсирующие мероприятия);

Этапы проведения оценки профессиональных рисков:

  • Запрос необходимой документации;
  • Далее эксперты работают с полученной информацией. На основании статистического, экспертно-статистического метода и произведённой идентификации, экспертный совет принимает решение о показателях риска для каждой должности. Сроки выполнения данной работы зависят от количества должностей и объема информации;
  • По завершении всей работы, эксперты подписывают заключение и направляют заказчику документы на ознакомление и согласование.